Так начнем повесть сию.
Часть 1
Славяне пришли и сели по Днепру
Гусляры
(1899 В.Васнецов)
Сели славяне по Дунаю, где ныне Угорская земля и Болгарская. И от тех славян разошлись славяне по земле и стали называться по местам, где селились. Так одни пришли и сели на реке, по имени Морава, и прозвались моравами, а другие чехами назвались. А вот еще те же славяне: белые хорваты и сербы. Когда волохи напали на славян на дунайских и поселились среди них и стали притеснять их, то славяне те ушли и поселились на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки.
Так же и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие — древлянами, потому что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Славяне же, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем — словенами и построили город и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле и прозвались северянами. И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась «славянская».
Был тут путь из Варяг в Греки
Когда же поляне жили отдельно по горам этим, был тут путь из Варяг в Греки и из Грек по Днепру, а в верховьях Днепра — волок до Ловати, а по Ловати можно войти в Ильмень, озеро великое. Из того же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское. И по тому морю можно идти до Рима, а от Рима можно прийти по тому же морю ко Царьграду, а от Царьграда прийти в Понт-море, в которое впадает Днепр-река. Днепр же вытекает из Оковского леса и течет на полдень. А Двина из того же леса течет, а идет к полунощью и впадает в море Варяжское. Из того же леса течет Волга на восток и впадает семьюдесятью устьями в море Хвалисское. Так и из Руси можно идти по Волге в Болгары и в Хвалисы, а по Двине — в Варяги, из Варяг до Рима.
А Днепр втекает в Понтийское море; это море слывет Русским, — по берегам его учил, как говорят, святой Андрей, брат Петров.
На сих горах будет город великий
Когда Андрей учил в Синопе и пришел в Корсунь, узнал он, что от Корсуни близко до устья Днепра, и захотел пойти в Рим, и прошел в устье днепровское и оттуда пошел вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И утром встал и сказал бывшим с ним ученикам:
|
Апостол Андрей на горах киевских (Н.Ломнев 1848)
|
— Видите ли горы сии? На сих горах воссияет благодать Божья, будет город великий, и воздвигнет Бог в нем много церквей. Он взошел на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии возник Киев, и пошел по Днепру вверх.
Пришел к словенам, где ныне стоит Новгород, и увидел живущих там людей: каковы их обычаи и как моются и хлещутся в банях — и дивился на них. И пошел в Варяги, и пришел в Рим, и поведал о том, как учил и что видел, и сказал им:
— Удивительное видел я в Словенской земле на пути своем сюда. Видел бани деревянные, разожгут их докрасна, и разденутся донага, и обольются квасом кожевенным, и возьмут прутья молодые, и бьют себя сами, и до того себя бьют, что едва слезут, еле живые, и тогда обольются водою студеною и так оживут. И творят это каждый день, никем не мучимые, но сами себя мучат, и так совершают омовенье себе, а не мученье.
Те же, слышав это, удивлялись. А Андрей, побыв в Риме, пошел в Синоп.
И были три брата — Кий, Щек и Хорив
Поляне жили отдельно и управлялись своими родами. И были три брата: один, по имени Кий, а другой — Щек, а третий — Хорив, и сестра их Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне спуск Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив — на третьей горе, которая прозвалась по нему Хоривицей. И построили город во имя брата своего старшего и назвали его Киевом. Был кругом города лес и бор велик, и ловили там зверей. И были те мужи мудры и смышлены, и назывались они полянами, от них поляне в Киеве и до сего дня.Некоторые же, несведущие, говорят, что Кий был перевозчиком; был-де тогда у Киева перевоз с той стороны Днепра, отчего и говорили: «На перевоз, на Киев». Если бы был Кий перевозчиком, то не ходил бы к Царьграду. А Кий этот княжил в роде своем и ходил он к царю, и великие почести воздал ему, говорят, этот царь. Кий, вернувшись в свой город Киев, тут и кончил жизнь свою, и братья его, Щек и Хорив, и сестра их Лыбедь тут же скончались.
И жили между собою в мире поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи и хорваты.
После смерти Кия, Щека и Хорива род их стал держать княжение у полян, а у древлян было свое княжение, а у дреговичей свое, а у словен в Новгороде свое, а другое на реке Полоте, где полочане. От них же произошли кривичи, которые сидят в верховьях Волги, и в верховьях Двины, и в верховьях Днепра, их же город — Смоленск, там и сидят кривичи, от них же и северяне. На Белоозере сидит весь, а на Ростовском озере меря, а на Клещинеозере меря же. А по Окереке, где она впадает в Волгу, — мурома, у нее свой язык, и у черемисы свой язык, и у мордвы свой язык. Вот кто только говорит по-славянски на Руси: поляне, древляне, новгородцы, полочане, дреговичи, северяне, бужане, прозванные так потому, что сидели по Бугу, после же называемые волынянами. А вот другие народы, дающие дань Руси: чудь, меря, весь, мурома, черемисы, мордва, пермь, печора, ямь, литва — эти говорят на своих языках.
Радимичи же и вятичи — от рода ляхов. Были ведь два брата у ляхов — Радим, а другой Вятко, и пришли и сели: Радим на Соже, и от него прозвались радимичи, а Вятко с родом своим на Оке, от него прозвались вятичи. И жили между собою в мире поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи и хорваты. Имели они свои обычаи, и законы своих отцов, и предания, и каждый — свой нрав. Дулебы же жили по Бугу, где ныне волыняне, а уличи и тиверцы сидели по Днестру и соседили с Дунаем. Было их множество: сидели они прежде по Днестру до самого моря, и сохранились города их и доныне. Вот почему греки называли их «Великая Скифь».
Погибли как обры
В те же времена были и обры. Эти обры воевали против славян и покорили дулебов, также славян. И творили обры много зла женам дулебским: если поедет куда обрин, то не давал запрячь ни коня, ни вола, но велел впрячь трех, четырех или пятерых жен в телегу и везти его — обрина. И так мучили дулебов. Были же обры телом велики и умом горды, и Бог истребил их, и умерли все, и не осталось ни единого обрина. И есть поговорка на Руси и до сего дня: «Погибли как обры».
Не добрая это дань, княже.
После смерти трех братьев стали обижать полян древляне и иные окрестные люди. И нашли их хазары на горах этих, в лесах, и сказали:
— Платите нам дань.
Посовещались поляне и дали от дыма по мечу. И отнесли хазары мечи к князю своему и к старейшинам своим и сказали им:
— Вот, нашли мы новую дань.
Те же спросили:
— Откуда?
Они же ответили:
— В лесу, на горах, над рекою Днепром.
Опять спросили старцы хазарские:
— А что дали?
Они же показали мечи. И сказали старцы:
— Не добрая это дань, княже. Мы доискались ее оружием, острым с одной стороны, — саблями, а у этих оружие обоюдоострое — мечи: придет день, когда они будут собирать дань и с нас и с иных земель.
И сбылось все: сперва властвовали, после же над самими властвуют, ибо владеют русские князья хазарами и до нынешнего дня.
С этой поры начнем и числа положим
В лето 6360 (852) когда начал царствовать в Греции Михаил, стала прозываться Русская земля. Узнали мы об этом потому, что при этом царе приходила Русь на Царьград, как пишется об этом в летописании греческом. Вот с этой поры начнем и числа положим.
Земля наша велика и обильна
В лето 6367 (859). Варяги из заморья взимали дань с чуди, и со словен новгородских, и с мери, со всех кривичей, а хазары брали с полян, и с северян, и с вятичей по серебряной монете и по белке от дыма.
В лето 6370 (862).
Изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть. И не было в них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать сами с собой. И сказали себе:
— Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву.
И пошли за море, к варягам, к руси. Те варяги называли себя русью, как другие зовутся свеи, а иные норманы, другие готы, так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь:
— Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами.
И собрались трое братьев со своими родами и взяли с собою всю русь и пришли. И сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий. Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — люди новгородские от рода варяжского, а прежде были словене.
После же двух лет умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть Рюрик и стал раздавать мужам своим города — тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в тех городах — пришельцы, а первое население в Новгороде — словене, в Полоцке — кривичи, в Ростове — меря, в Белоозере — весь, в Муроме — мурома, и теми всеми владел Рюрик.
Было у Рюрика два мужа, Аскольд и Дир
Было у Рюрика два мужа, не родичи его, но бояре, Аскольд и Дир. И отпросились они в Царьград с родом своим. И пошли они по Днепру, и когда плыли мимо, увидели на горе городок. И спросили:
— Чей это городок?
Тамошние же жители ответили:
— Было три брата — Кий, Щек и Хорив, они построили городок этот и умерли, а мы, их род, тут сидим и платим дань хазарам.
Аскольд и Дир остались в городе том, собрали у себя много варягов и начали владеть землею полян. Рюрик же княжил в Новгороде.
Начали братья эти составлять славянскую азбуку
Был един народ славянский: и те славяне, что сидели по Дунаю, покоренные уграми, и моравы, и чехи, и ляхи, и поляне, которых теперь называют русь. Для них ведь, первых, для моравов, созданы буквы, названные славянской грамотой; эта же грамота и у руси, и у болгар дунайских.
Когда славяне жили уже крещеными, князья их, Ростислав, Святополк и Коцел, послали к царю греческому Михаилу, говоря:
— Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил и поучил нас и истолковал святые книги, ибо не знаем мы ни греческого языка, ни латинского. Одни учат нас так, а другие иначе, от того не знаем ни начертания букв, ни их значения. Пошлите нам учителей, которые могли бы нам рассказать о книжных словах и о смысле их.
Услышав это, царь Михаил созвал всех философов и передал им речи славянских князей. И сказали философы:
— Есть муж в Солуни, именем Лев. У него два сына, искусные философы, разумеющие славянский язык, Кирилл и Мефодий.
Царь, узнав об этом, послал в Солунь ко Льву, говоря: Пошли к нам скорей сыновей своих, Кирилла и Мефодия. Лев вскоре послал их и, когда они пришли, сказал им:
— Прислала послов ко мне Славянская земля, прося себе учителя, который мог бы им истолковать священные книги.
И уговорил их царь и послал в Славянскую землю. Когда же братья эти пришли, начали они составлять славянскую азбуку и перевели Апостол, Евангелие и Псалтырь и другие книги. И собрали хороших скорописцев и перевели все книги полностью с греческого языка на славянский в шесть месяцев, начав в марте, а закончив 26 октября.
А славянский язык и русский — одно, ибо от варягов прозвались русью, а сперва были славяне. Хотя и назывались полянами, ибо в поле сидели, но у них была славянская речь, а язык славянский — един.
Это будет мать городам русским В лето 6387 (879). Умер Рюрик, передав княжение свое Олегу — родичу своему и отдав ему на руки сына Игоря, ибо был тот еще очень мал.
В лето 6390 (882). Пошел Олег, взяв с собой много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей — и пришел к Смоленску, и принял власть в городе, и посадил в нем своих мужей. Оттуда пошел вниз и взял Любеч и посадил мужей своих. Придя к горам к Киевским, узнал Олег, что княжат тут Аскольд и Дир. И спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил позади, а сам подошел к горам, неся ребенка Игоря. И послал сказать Аскольду и Диру:
— Мы — гости, идем в Греки от Олега и от княжича Игоря. Выходите к нам, к родичам своим.
Когда же Аскольд и Дир пришли, воины выскочили из ладей, и сказал Олег Аскольду и Диру:
— Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода.
А когда вынесли Игоря, сказал:
— Вот он, сын Рюрика.
И убили Аскольда и Дира, и отнесли на гору, и погребли их на горе, где ныне Ольмин двор. На той могиле Ольма поставил церковь святого Николы. А Дирова могила за церковью святой Ирины. И сел Олег, княжа в Киеве, и сказал Олег:
— Это будет мать городам русским.
|
ОГЛАВЛЕНИЕ; 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12